Главная » Статьи » Мои статьи

Использование ИКТ как средство формирования и развития универсальных учебных действий на уроках географии

 

В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем - технологическом уровне. Внедрение и использование технологии как составной части методики предмета предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя. А этот результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету. Современной школе необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности учащихся.

Вот почему так важно использовать технологии обучения, иными словами организацию учебной деятельности школьников с чётко заданной целью и планируемыми результатами.

Информационно-коммуникационные технологии одни из самых актуальных в современном образовании, так как они направлены на развитие ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной, технологической, на формирование ребёнка как субъекта обучения.

Преимуществом использования информационно-коммуникационных технологий является то, что они сочетаются с различными современными образовательными технологиями, направленными на формирование познавательной и творческой активности учащихся.

Основной принцип профессиональной деятельности педагога заключается в том, чтобы научить ребенка учиться, для того чтобы он понимал: что он делает и для чего он это делает. Чтобы он не привыкал получать знания в готовом виде, а приучался добывать их сам, и это было бы для него увлекательно и интересно. Поэтому, для формирования и развития универсальных учебных действий по географии, применяется довольно большой спектр форм обучения, способствующих развитию познавательного интереса, а также формированию глубоких и прочных знаний.

Использование информационно - коммуникационных технологий открывает новые перспективы и поразительные возможности для обучения географии. Компьютер позволяет использовать на уроке презентации, диаграммы, таблицы, тренировочно - диагностические тесты в текстовом варианте Word , в табличном редакторе Excel , в тестовой оболочке, просмотреть отрывок видеофильма или видеофрагмента, анимационной карты, а также применять отдельные электронные материалы, электронные энциклопедии, интерактивные тренажеры, знакомиться с историческими источниками.

С появлением в школах мультимедийных дисков по предметам появилась дополнительная возможность использования компьютерных технологий на уроках географии в разных классах.

В зависимости от дидактических целей и этапов урока в педагогическом процессе применяются следующие виды компьютерных программ:

  • мультимедиа-учебники;
  • демонстрационные;
  • тренажеры;
  • контролирующие;
  • справочно-информационные;
  • Прикладной пакет программ Microsoft Office:

- Microsoft Word;

- Microsoft Power Point;

- Microsoft Excel;

- Microsoft Publisher.

Использование мультимедийных учебников значимо в учебном процессе, так как повышается эффекетивность урока, появляются широкие возможности для индивидуального подхода к учащимся, для формирования ключевых компетенций; растёт уровень обучаемости; изменяется роль учителя: устанавливаются партнерские отношения между субъектами учебного процесса.

Каждый урок или этап урока в зависимости от целей и задач предполагает применение разных программных средств.

В начале урока используется технология компьютерного теста «Географическая разминка». Знание карты учениками определяется быстро, так как опрос требует минимум времени. При этом идёт активизация внимания у учеников, развивается зрительная память.

Учащимся предлагается вспомнить географическую карту материка или отдельного региона. Цветными стрелками, звёздочками или цифрами выделяются географические объекты. Ученикам необходимо их назвать.

 

Выполняя компьютерные тесты, у учащихся есть возможность контролировать и оценивать свою деятельность, определять степень своей успешности выполнения работы.

На уроках, где требуется работа со статистическим материалом, используется табличный редактор MS Excel. Уроки получаются более интересные и наглядные, когда учащиеся на слайдах проводят анализ различных графических представлений, переводя «скучные» цифры в наглядные графики, диаграммы. Также даю возможность учащимся самим поработать в данной программе: заносить данные, строить графики и диаграммы, а затем анализировать.

Также табличный редактор MS Excel применяется тпкже при составлении климатограмм. Использование электронных таблиц в определение типов климата для указанных пунктов является одним из серии уроков-практикумов в 8-х классах. На этих уроках дети самостоятельно составляют диаграммы, обрабатывают табличную информацию, проводят расчеты, руководствуясь карточкой с заданием.

Образец карточки-задания

Заранее готовится электронная таблица, например «Температура и осадки в Кировской области» (в 8 классе при изучении темы «Климат»).

 • Определите максимальную и минимальную температуры, максимальное и минимальное количество осадков, используя функции МАХ и MIN в Excel.

 • Рассчитайте амплитуду температур по формуле: амплитуда = МАХ- MIN.

 • Вычислите среднегодовые показатели температур и осадков, используя статистическую функцию СРЗНАЧ.

 • Вычислите годовое количество осадков, используя математическую функцию СУММ.

 • Постройте гистограмму осадков и графиков температур.

 • На основе полученных данных определите тип климата в данном пункте.

 

При выполнении заданий с использованием табличного редактора учащиеся учатся самостоятельно: работать по инструкции учителя, с текстом, со статистическим материалом; использовать электронные таблицы; создавать графические объекты и базы данных; осваивать новые способы сбора и обработки информации; анализировать отобранную информацию, сравнивать и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей; оценивают степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Мультимедийные технологии являются одними из наиболее перспективных и популярных педагогических информационных технологий. Самой доступной и удобной для подготовки наглядности на уроках является программа создания компьютерных презентаций MS Power Point. Чаще всего обращаются к ней на уроках при необходимости продемонстрировать тот или иной наглядный материал, который представляется в виде графического изображения, таблицы, видеосюжета.

На уроках применяем готовые презентации коллег из Интернет-ресурсов, а также свои собственные. Часто предлагаем учащимся самим создать презентацию по различным темам. Перед творческой работой с каждым учащимся проводится индивидуальная работа: формулируем тему, разрабатываем план, продумываем оформление слайдов. Перед тем как презентация будет показана на уроке, проводится консультация: проверяем содержание слайдов, составляем тезисы для выступления, прочитываем.

Применение на уроках интерактивных презентаций, созданных учителем и учащимися, позволяет эффективно проводить различные этапы урока в зависимости от целей и задач.

Учащиеся имеют возможность принимать активное участие в создании уроков, тем самым формируя навыки самостоятельной работы по предмету, а так же навыки владения информационными компьютерными технологиями. При подготовке к урокам ученики могут использовать Интернет-ресурсы, образовательные сайты как информационное поле, позволяющее получить дополнительную оперативную, актуальную информацию по темам урока. Рекомендуем такие Интернет – ресурсы:

1. http://geo.metodist.ru. − Методическая лаборатория географии

2. http://www.geo2000.nm.ru. – Географический портал

3. http://geotest.nm.ru. – Сборник тестов по географии

4. http://rgo.ru. – География сети

5. http://www.wwf.ru/reserves/unesco.html - Всемирное природное наследие ЮНЕСКО

6. http://nature.synnegoria.com/ - Чудеса природы

7. http://www.3planet.ru/nature/botany.htm - Третья планета (карты, природа)

8. http://www.mirgeografii.ru – Мир географии.

Использование данных программ формирует у учащихся умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Во время презентации своих работ учащиеся учатся слушать и понимать речь других, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, формулировать и аргументировать своё мнение, публично защищать свою позицию.

Можно предложить учащимся индивидуальные творческие работы: эссе, рефераты, составление кроссвордов, занимательных викторин в текстовом редакторе Microsoft Word, в старших классах - создание рекламных проспектов (буклетов) по разной тематике в редакторе Microsoft Publisher.

При выполнении творческих заданий средствами ИКТ формируется и развивается познавательная активность и интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся, создаётся ситуация успеха.

Таким образом, использование ИКТ на уроке даёт возможность учащимся развивать самостоятельность, расширять кругозор, успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, использовать мультимедийные и Интернет – ресурсы, навыки исследовательской работы, приёмы самоконтроля и самооценки, т.е. способствует формированию универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных, а также воспитанию информационной культуры.

Элберта Хаббарда говорил, что цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. И одним из таких средств развития является информационно – коммуникационные технологии, которые обеспечивают возможности учащегося самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Данная технология создаёт условия для гармоничного развития личности, её самореализации и непрерывного образования, что является одним важнейших требований современности.

 

Список литературы:

  1. Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. - М.: Издательский Дом «Генжер», 2004. – 80с.
  2. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006. – 128с.
  3. Долгорукова С.В., Елисеева Л.И., Кугут И.А., Федорова О.П. Уроки географии с использованием информационных технологий 6 - 9 классы. М.: Глобус, 2010.
  4. http://www.geo2000.nm.ru.
  5. http://geo.metodist.ru/

 

Категория: Мои статьи | Добавил: учитель (17.06.2014)
Просмотров: 996 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Друзья сайта
Категории
Вход на сайт