Главная » Статьи » Мои статьи |
В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем - технологическом уровне. Внедрение и использование технологии как составной части методики предмета предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя. А этот результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету. Современной школе необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности учащихся. Вот почему так важно использовать технологии обучения, иными словами организацию учебной деятельности школьников с чётко заданной целью и планируемыми результатами. Информационно-коммуникационные технологии одни из самых актуальных в современном образовании, так как они направлены на развитие ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной, технологической, на формирование ребёнка как субъекта обучения. Преимуществом использования информационно-коммуникационных технологий является то, что они сочетаются с различными современными образовательными технологиями, направленными на формирование познавательной и творческой активности учащихся. Основной принцип профессиональной деятельности педагога заключается в том, чтобы научить ребенка учиться, для того чтобы он понимал: что он делает и для чего он это делает. Чтобы он не привыкал получать знания в готовом виде, а приучался добывать их сам, и это было бы для него увлекательно и интересно. Поэтому, для формирования и развития универсальных учебных действий по географии, применяется довольно большой спектр форм обучения, способствующих развитию познавательного интереса, а также формированию глубоких и прочных знаний. Использование информационно - коммуникационных технологий открывает новые перспективы и поразительные возможности для обучения географии. Компьютер позволяет использовать на уроке презентации, диаграммы, таблицы, тренировочно - диагностические тесты в текстовом варианте Word , в табличном редакторе Excel , в тестовой оболочке, просмотреть отрывок видеофильма или видеофрагмента, анимационной карты, а также применять отдельные электронные материалы, электронные энциклопедии, интерактивные тренажеры, знакомиться с историческими источниками. С появлением в школах мультимедийных дисков по предметам появилась дополнительная возможность использования компьютерных технологий на уроках географии в разных классах. В зависимости от дидактических целей и этапов урока в педагогическом процессе применяются следующие виды компьютерных программ:
- Microsoft Word; - Microsoft Power Point; - Microsoft Excel; - Microsoft Publisher. Использование мультимедийных учебников значимо в учебном процессе, так как повышается эффекетивность урока, появляются широкие возможности для индивидуального подхода к учащимся, для формирования ключевых компетенций; растёт уровень обучаемости; изменяется роль учителя: устанавливаются партнерские отношения между субъектами учебного процесса. Каждый урок или этап урока в зависимости от целей и задач предполагает применение разных программных средств. В начале урока используется технология компьютерного теста «Географическая разминка». Знание карты учениками определяется быстро, так как опрос требует минимум времени. При этом идёт активизация внимания у учеников, развивается зрительная память. Учащимся предлагается вспомнить географическую карту материка или отдельного региона. Цветными стрелками, звёздочками или цифрами выделяются географические объекты. Ученикам необходимо их назвать.
Выполняя компьютерные тесты, у учащихся есть возможность контролировать и оценивать свою деятельность, определять степень своей успешности выполнения работы. На уроках, где требуется работа со статистическим материалом, используется табличный редактор MS Excel. Уроки получаются более интересные и наглядные, когда учащиеся на слайдах проводят анализ различных графических представлений, переводя «скучные» цифры в наглядные графики, диаграммы. Также даю возможность учащимся самим поработать в данной программе: заносить данные, строить графики и диаграммы, а затем анализировать. Также табличный редактор MS Excel применяется тпкже при составлении климатограмм. Использование электронных таблиц в определение типов климата для указанных пунктов является одним из серии уроков-практикумов в 8-х классах. На этих уроках дети самостоятельно составляют диаграммы, обрабатывают табличную информацию, проводят расчеты, руководствуясь карточкой с заданием. Образец карточки-задания Заранее готовится электронная таблица, например «Температура и осадки в Кировской области» (в 8 классе при изучении темы «Климат»). • Определите максимальную и минимальную температуры, максимальное и минимальное количество осадков, используя функции МАХ и MIN в Excel. • Рассчитайте амплитуду температур по формуле: амплитуда = МАХ- MIN. • Вычислите среднегодовые показатели температур и осадков, используя статистическую функцию СРЗНАЧ. • Вычислите годовое количество осадков, используя математическую функцию СУММ. • Постройте гистограмму осадков и графиков температур. • На основе полученных данных определите тип климата в данном пункте.
При выполнении заданий с использованием табличного редактора учащиеся учатся самостоятельно: работать по инструкции учителя, с текстом, со статистическим материалом; использовать электронные таблицы; создавать графические объекты и базы данных; осваивать новые способы сбора и обработки информации; анализировать отобранную информацию, сравнивать и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей; оценивают степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Мультимедийные технологии являются одними из наиболее перспективных и популярных педагогических информационных технологий. Самой доступной и удобной для подготовки наглядности на уроках является программа создания компьютерных презентаций MS Power Point. Чаще всего обращаются к ней на уроках при необходимости продемонстрировать тот или иной наглядный материал, который представляется в виде графического изображения, таблицы, видеосюжета. На уроках применяем готовые презентации коллег из Интернет-ресурсов, а также свои собственные. Часто предлагаем учащимся самим создать презентацию по различным темам. Перед творческой работой с каждым учащимся проводится индивидуальная работа: формулируем тему, разрабатываем план, продумываем оформление слайдов. Перед тем как презентация будет показана на уроке, проводится консультация: проверяем содержание слайдов, составляем тезисы для выступления, прочитываем. Применение на уроках интерактивных презентаций, созданных учителем и учащимися, позволяет эффективно проводить различные этапы урока в зависимости от целей и задач. Учащиеся имеют возможность принимать активное участие в создании уроков, тем самым формируя навыки самостоятельной работы по предмету, а так же навыки владения информационными компьютерными технологиями. При подготовке к урокам ученики могут использовать Интернет-ресурсы, образовательные сайты как информационное поле, позволяющее получить дополнительную оперативную, актуальную информацию по темам урока. Рекомендуем такие Интернет – ресурсы: 1. http://geo.metodist.ru. − Методическая лаборатория географии 2. http://www.geo2000.nm.ru. – Географический портал 3. http://geotest.nm.ru. – Сборник тестов по географии 4. http://rgo.ru. – География сети 5. http://www.wwf.ru/reserves/unesco.html - Всемирное природное наследие ЮНЕСКО 6. http://nature.synnegoria.com/ - Чудеса природы 7. http://www.3planet.ru/nature/botany.htm - Третья планета (карты, природа) 8. http://www.mirgeografii.ru – Мир географии. Использование данных программ формирует у учащихся умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Во время презентации своих работ учащиеся учатся слушать и понимать речь других, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, формулировать и аргументировать своё мнение, публично защищать свою позицию. Можно предложить учащимся индивидуальные творческие работы: эссе, рефераты, составление кроссвордов, занимательных викторин в текстовом редакторе Microsoft Word, в старших классах - создание рекламных проспектов (буклетов) по разной тематике в редакторе Microsoft Publisher. При выполнении творческих заданий средствами ИКТ формируется и развивается познавательная активность и интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся, создаётся ситуация успеха. Таким образом, использование ИКТ на уроке даёт возможность учащимся развивать самостоятельность, расширять кругозор, успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, использовать мультимедийные и Интернет – ресурсы, навыки исследовательской работы, приёмы самоконтроля и самооценки, т.е. способствует формированию универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных, а также воспитанию информационной культуры. Элберта Хаббарда говорил, что цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. И одним из таких средств развития является информационно – коммуникационные технологии, которые обеспечивают возможности учащегося самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Данная технология создаёт условия для гармоничного развития личности, её самореализации и непрерывного образования, что является одним важнейших требований современности.
Список литературы:
| |
Просмотров: 996 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |