Главная » Статьи » Мои статьи

Воспитательный потенциал современного урока географии

"У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания... выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира".

В.А.Сухомлинский

1. Введение

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. В современном обществе разрабатываются новые концепции общего образования и воспитания школьников. Особенно необходимо и важно формировать у школьников убеждения и взгляды, отражающие интересы государства и общества, воспитывать чувство гордости, формировать и развивать нравственные идеалы, нормы и правила общечеловеческой морали, чувство долга и чести, порядочности, правдивости, честности и др.

2. Воспитательный потенциал обучения в современных условиях

 

Воспитывающая роль процесса обучения признана еще с древности. В философско-педагогических трудах античных мыслителей (Сократа, Платона) есть утверждения о том, что знание истинных, в том числе общественных ценностей наряду со знанием космических или физических теорий составляет краеугольный камень всякого воспитания. В XIX в. в педагогической науке утвердилась теория воспитывающего обучения И.Ф. Гербарта. И в современных педагогических исследованиях представлен идеальный образ урока, важнейшим элементом которого является воспитание.

В истории отечественной педагогики вопрос о воспитательном потенциале «хорошего» урока ставился неоднократно. К.Д. Ушинский, например, отмечал: «Учитель на уроке должен пользоваться всяким случаем, чтобы посредством обучения закинуть в душу дитяти какое-нибудь доброе семя».  Педагог вычленял в понятии урока культуру труда (учебного) и культуру нравственных отношений, овладение которыми зависит от непременной воспитательной составляющей урока.

Наши современники считают, что «хороший» и даже «идеальный» урок (по Н.Е. Щурковой) – «это организованное духовное общение группы, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом – интеллект каждого субъекта урочного общения».

Воспитательный потенциал урока измеряется степенью взаимосвязи его дидактических целей и воспитательных задач. Объединяющим фактором процессов обучения и воспитания является «окультуривание» интеллектуальных способностей детей, формирование интеллекта с заметной долей его нравственной, а также сберегающей духовное, психическое и физическое здоровье окраски.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования.

Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока - основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе. Нельзя согласиться с мнением о том, что урок совершенно изжил себя. Дидактические и воспитательные возможности урока далеко не исчерпаны.

Сегодня настало время рассматривать воспитательный, развивающий и дидактический потенциалы урока с позиций новых целей и нового содержания образования.

Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма.

3. Воспитательный потенциал современного урока географии

 

Воспитательные возможности всех школьных предметов велики, в том числе и географии, которая обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания школьников.

Воспитание всегда идет не только через знания, которые учитель даёт в курсе всей географии, но более всего через чувства. Чтобы определить, достигнута ли воспитательная цель урока, достаточно посмотреть на детей: они активны в работе, глаза их горят, внимание собрано. Перспективный же результат возможен, если эта работа ведется в системе, если оно проходит три необходимые ступени: сознание, чувства, поступки. В этом случае уроки способны влиять на общий уровень воспитанности, который проявляется в общении детей, в их потребностях, поведении, высказываниях.

Школьная география относится к числу важнейших учебных дисциплин, содержащих в себе большие возможности для развития духовно-нравственных и патриотических чувств детей: любовь к малой Родине, чувство ответственности за будущее страны и человечества на всей Земле, толерантности, дружелюбия, гуманизма.

Изучение курса «Физическая география России» и  «География России. Население. Хозяйство» обладают наибольшим потенциалом для духовно-нравственного развития. В данных курсах есть немало возможностей для воспитания патриотизма и гражданственности, а также толерантного сознания учащихся.

Проблема воспитания толерантного сознания – это задача государственной важности и я, как учитель, стремлюсь её решить на уроках географии через развитие у учащихся духовности, патриотизма, этических норм.

При разработке таких важных, значимых уроков, учитываю, конечно, опыт своих коллег, использую публикации, прежде всего в журнале «География в школе» и в газете «География», а также материалы коллег в Интернете. Для повышения качества и разнообразия уроков прошла курсы повышения квалификации « Новое содержание системы экономико-географических знаний».

При изучении темы «Европейский юг» в курсе географии 9 класса «География России. Население. Хозяйство» отдельное место отводится населению Северного Кавказа. Этот район достаточно сложен в этническом отношении, поэтому целесообразно было провести большую работу по изучению народов, поживающих в этом сложном регионе России. Это самый многонациональный район, здесь самая большая плотность населения, большая доля сельского населения.

Разрабатывая урок по этой теме и, готовя к нему детей, у меня пришла идея связать данный урок с уроком информатики (который я также преподаю в школе), на котором можно представить весь материал в форме презентаций, диаграмм и графиков. Обучение с помощью ИКТ — это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. Таким образом, у меня получилась разработка интегрированного урока «Население Северного Кавказа. Факты и цифры». Поэтому на уроке стояли две цели: 1. Создать условия для изучения населения Северного Кавказа, 2. Создать условия для закрепления знаний по теме: «Построение диаграмм и графиков различных типов в электронной таблице «Excel». А одна из главных воспитательных задач урока - способствовать развитию духовно-нравственных качеств: толерантности, дружелюбия, гуманизма.

Разработка интегрированного урока по географии и информатике в 9 классе «Население Северного Кавказа. Факты и цифры»

 

Категория: Мои статьи | Добавил: учитель (22.11.2014)
Просмотров: 2582 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Sergorind  
0
<a href=http://zmkshop.ru/tseny/>лстк комплект</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
Категории
Вход на сайт